В понедельник, 3 января, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) попросило прокуратуру начать уголовное преследование против четырех бывших членов правления ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) за возможное злоупотребление служебным положением в корыстных целях, которые повлекли за собой серьезные последствия – убытки предприятия в размере 1,5 млн евро, сообщили в БПБК.
Доказательства, полученные в ходе досудебного расследования БПБК, свидетельствуют, что бывшие должностные лица правления LDz добились создания нового исполнительного органа с целью получения более высокой зарплаты, премий и надбавок за выполнение таких обязанностей, за которые им было уже назначено и выплачено вознаграждение.
Уже сообщалось, что это расследование связано с тем временем, когда председателем правления LDz был Эдвинс Берзиньш. Тогда в LDz был создан совет президентов, который Суд Сатверсме признал незаконным, но этот совет так и не был ликвидирован.
В соответствии с регламентом работы совета бывшим руководителям предприятия были выплачены крупные компенсации, когда в середине 2019 года с ними были прекращены трудовые отношения. Согласно поданным в Службу государственных доходов (СГД), Берзиньш получил компенсацию в размере 250 000 евро, а член правления Айварс Стракшас — 200 000 евро.
В начале 2020 года министр транспорта Талис Линкайтс (НКП) обратился в Генпрокуратуру с заявлением. Был начат уголовный процесс, досудебное расследование было поручено БПБК. Тогда Линкайтс заявил порталу LSM.lv, что Министерство сообщения обратилось в правоохранительные органы в связи с размером компенсаций, выплаченных Берзиньшу и Стракшасу.
В ходе досудебного расследования выяснилось, что бывшие должностные лица, возможно, в период с 1 января 2013 года по 18 августа 2019 года злоупотребляли своим служебным положением и незаконно получали дополнительные доходы за исполнение своих прямых обязанностей.
В результате предприятию LDz в течение шести лет был нанесен материальный ущерб в размере 1 553 896,83 евро.
Теперь прокуратуре Рижского окружного суда как организатору процесса необходимо принять решение о предъявлении обвинений.