Во вторник, 26 октября, депутаты комиссии Сейма по национальной экономике, аграрной, экологической и региональной политике во втором чтении поддержали поправки к закону О портах, которые предусматривают преобразование Рижского и Вентспилского портов в общества капитала.
Поправки поддержали семь депутатов, один был против.
Срок подачи предложений к третьему чтению – две недели.
Направленные правительством поправки предусматривают, что доли капитала этих обществ капитала принадлежат государству и могут также принадлежать муниципалитету.
После вступления в силу законопроекта в течение девяти месяцев государство и муниципалитет договорятся об учреждении общества капитала для выполнения функций управления Рижского порта и участия муниципалитета в выполнении функций управления АО Ventas osta Вентспилсского порта.
В поправках к закону О портах предусмотрено, что держателем долей капитала обществ капитала со стороны государства станет Министерство сообщения (МС), Министерство финансов (МФ), Министерство экономики (МЭ) и Министерство охраны среды и регионального развития (МОСРР).
Принадлежащие государству акции планируется передать держателям в следующих пропорциях: 40% – МС, 20% – МФ, 20 – МЭ и 20% – МОСРР.
С учетом влияния деятельности порта на муниципалитет, а также количеству принадлежащих муниципалитету объектов собственности, которые в настоящее время переданы в управление портами, в законе о портах предусмотрено, что в обществе капитала, выполняющем функции управления порта, также у муниципалитета есть право приобретать акции с условием, что государству остается не менее 2/3 долей акций. Таким образом, муниципалитет и в дальнейшем будет принимать активное участие в портах, чтобы контролировать использование его имущества и соблюдение интересов муниципалитета.
Читайте также: Правительство Латвии передало в Сейм портовую реформу
Для соучастия частного сектора в закон будет включена новая статья, предусматривающая для управлений портов создание совета по сотрудничеству с привлечением пользователей порта и других заинтересованных сторон в целях обсуждения важных для развития порта вопросов.
Предполагается, что это даст четкое установленное законом право предприятиям, работающим в портах, участвовать в развитие порта, создавать диалог с управлением порта и поможет достичь всех приемлемых решений, в том числе по развитию инфраструктуры, портовым сборам, соблюдению различных экологических требований, административным вопросам и другим вещам, которые необходимы в повседневной работе портовых предприятий.
Кроме того, до 31 марта 2023 года, оценивая результаты модели управления Вентспилсским и Рижским портом, Кабинет министров обязан рассмотреть вопрос об учреждении нового общества капитала, которое будет выполнять функции управления в Лиепайской специальной экономической зоне (СЭЗ). Ранее большинство депутатов Кабинета министров поддерживало сохранение статуса Лиепайской СЭЗ до предусмотренного законом 2035 года.