Президент Эгилс Левитс направил на повторное рассмотрение Сеймом принятый 2 июня этого года Закон об электронных коммуникациях, указав на нестыковки сохраненного в законе регулирования с правами Европейского союза и юдикатурой Суда Европейского союза.
В новом законе законодатель механически перенимает уже действующее регулирование, не устранив выявленные юридические противоречия и не прислушавшись к мнению компетентных лиц, сообщила пресс-служба президента Латвии.
Президент поясняет, что законодатель допускает, что с большой вероятностью в том числе после вступления в силу только что принятого закона, в отдельных случаях есть вероятность нарушения прав, гарантированных 96-й статьей Конституции Латвии (Сатверсме) на неприкосновенность частной жизни, без необходимости сохраняя данные одновременно обо всех пользователях электронных связей, обо всех услугах электронных связей и в одинаковый срок.
«В Латвии как в демократическом и правовом государстве человек не может заранее считаться подозреваемым и находиться под «превентивным надзором» лишь потому, что ответственные учреждения не могут разработать такое регулирование хранения данных, которое уважало бы легитимные интересы и государства, и его жителей, и права каждого лица на защиту личных данных», — отметил президент Латвии.
Кроме того, Левитс указал, что Сейм не принял во внимание юридические заключения нескольких компетентных учреждений, чтобы своевременно обеспечить правами ЕС приятие соразмерного регулирования.
«Принцип хорошего законодательства требует, чтобы законодатель тщательно прислушивался к юридическим заключениям и учитывал бы их по существу», — указал Левитс.
«При наличии конкретных и аргументированных возражений омбудсмена Латвийской республики, юридического бюро Сейма, Министерства юстиции и Государственной инспекции данных о несовместимости закона с правами ЕС, которые не были устранены, я не могу провозгласить принятый закон»,
— продолжил президент Латвии.
Он также подчеркнул, что в демократическом правовом государстве тотальный контроль за жителями и их взаимной коммуникацией, которая фактически существует с сохранением полностью всех метаданных взаимной коммуникации жителей, недопустим.
Президент обратился к Сейму с просьбой усовершенствовать предусмотренное в 99-й, 100-й и 101-й статьях регулирование сохранения данных, чтобы справедливо сопоставить интерес защиты данных с теми интересами, из-за которых данные лиц сохраняются и передаются государственным учреждениям, а также чтобы обеспечить соответствие этого регулирования правам ЕС и актуальной юдикатуре.