Партия «Латвия на первом месте» (ЛПМ) направила органам безопасности Латвии письмо с аргументированной просьбой оценить действия переводчика и публициста Лианы Ланги (настоящее имя Лиана Брокша), публично разжижающей межнациональную рознь, сообщают представители ЛПМ.
Письмо направлено Генеральному прокурору, директору Бюро по защите Конституции и начальнику Службы государственной безопасности.
Лидер ЛПМ Айнарс Шлесерс призвал службы безопасности в правовом ключе оценить публично выражаемые Лангой в соцсетях провокационные высказывания, оценив их содержание, форму и аргументы, а также влияние этой персоны на аудиторию.
В письме подчеркивается, что важно выяснить, не являются ли действия Ланги одобряемыми и поддерживаемыми недружественными Латвии государствами, например, Российской Федерацией.
«Ланга — инициатор хештегов #RunāLatviski #AtkrieviskoLatviju (в переводе «Говори по-латышски» и «Дерусифицируй Латвию»). В соцесетях она,
апеллируя к национальным чувствам латышей, использует эти хештеги, целенаправленно разжигая ненависть к тем гражданам нацменьшинств, чей язык общения русский.
Ланга позиционирует себя как «реализатора государственной политики», которая, ликвидируя политику русификации, искореняет двуязычие и пытается обеспечить защиту госязыка. Кроме того, у профилей Ланги в Twitter и Facebook несколько десятков подписчиков, следящих за ее постами», — говорится с сообщении ЛПМ для СМИ.
В письме также подчеркивается, что Ланга ежедневно публикует свои размышления об «управляющих русских, которые терроризируют латышских предпринимателей, о русском обслуживающем персонале и компаниях, являющихся «оазисами обрусения», и о «рашистах», нарушающих придуманный ею порядок».
«Прикрываясь заботой об использовании латышского языка в публичном пространстве (например, «чем быстрее русский из Зиепниеккалнса запачкает треники, тем быстрее выучит читать по-латышски», или «Rus.LSM — рашистское СМИ» и «Maxima находится под протекторатом паРаши»), Бокша в своей риторике применяет столь популярную сейчас культуру отмены (т. н. cancel culture), направляя ее против русскоязычного нацменьшинства».
И хотя сама Брокша пытается утверждать, что она не против отдельных лиц русской национальности, а ее высказывания направлены на «дерусификацию публичного LV-пространства»,
в действительности она распространяет информацию, которая разжигает ненависть, и которая четко соответствует признакам 78-й статьи Уголовного закона»,
— указано в письме ЛПМ.
В заключение ЛПМ отмечает, что безнаказанная игра со свободой слова, с конституционными основами и правами нацменьшинств недопустимы. Авторы письма также подчеркивают, что «в Латвии свобода слова и уважение к каждому жителю должны защищаться, поскольку каждый гражданин в нашей стране — ценность, и каждый имеет право чувствовать себя в своей стране безопасно».
По мнению ЛПМ, «лица, которые сознательно провоцируют суд Линча, в том числе Ланга, должны осознавать, что за подобное нарушение полагается предусмотренное законом наказание».
На наш взгляд это не только правовой вопрос, но и вопрос национальной безопасности, обеспечение которой также входит в обязанности правоохранительных органов и спецслужб»», — говорится в письме.
Ранее Шлесерс публично заявил о намерении обратиться в правоохранительные органы с просьбой оценить прошлое Ланги. «Латышский язык — единственный государственный. Точка. Здесь не может быть никаких дискуссий. Но теперь появилась новая терминология — дерусификация. Казалось бы, звучит красиво, и отзывается во многих национально настроенных людях, латышах, но всегда нужно задавать вопрос, кто является автором конкретной инициативы и кто за всем этим стоит?» — сказал во время дебатов в Сейме 15 июня лидер партии Шлесерс.
В ходе заседания Шлесерс резко критиковал Лангу и спрашивал присутствовавших депутатов о том, знают ли они, кто такая Лиана Ланга, и чем она занималась в советское время в Крыму.
В прошлом году в соцсетях Twitter и Facebook началась общественная кампания #RunāLatviski #AtkrieviskoLatviju.
Кроме того, недавно на платформе ManaBalss.lv были собраны подписи свыше 10 000 человек в поддержку инициативы об укреплении госязыка в законодательных поправках.
Автор инициативы — Ланга, проводящая кампанию #RunāLatviski #AtkrieviskoLatviju, цель которой — лингвистическая дерусификация латвийской публичной среды, что и было одной из целей третьей Атмоды.
По словам Ланги, начать кампанию ее побудило двуязычие de facto по всей Латвии, поскольку и общество, и госучреждения, и коммерческие компании игнорировали слово и дух Конституции Латвии (Сатверсме), а также принятое на референдуме о латышском языке в 2012 году решение об одноязычном государстве, в котором латышский должен был стать объединяющим государственным языком.
За год кампания #RunāLatviski #AtkrieviskoLatviju обрела популярность и обрела статус всенародного движения — его поддерживают сотни добровольцев, которые пишут письма в учреждения и компании, выступая против них и призывая исключить русский язык из публичной коммуникации — сайтов, услуг телефонных компаний (когда клиентам предоставляется выбор услуг из трех языков), и в публичном уличном пространстве.
Кампания особенно пришлась по душе президенту Латвии Эгилсу Левитсу.